Наслушавшись про черные вертолеты над столицей и чеченский полк в каждом районе Москвы, я твердо решил не стать Плинием Старшим губернского разлива и
Город бурлит спокойной жизнью. Ненавистное ЕдРо не отменила рейсы общественного транспорта, не перерыла центральные улицы, не выкатила тяжелую технику. Куда только там смотрят? В месте Х я появился за час до часа Ч и понял это, основательно продрогнув. Блоггеры, чтоб вас, не могли пожирнее время вконтакте выделить! Ладно. Решил устроить рекогносцировку местности и согреться.
За квартал до площади (а от нее очень удачно в горочку поднимается дорожка прямиком к обладминистрации) дежурит сотрудник ГАИ с палочкой и радаром. «Неужто началось?», - подумала моя гражданская позиция. «Нет, - ответил здравый смысл, - там стоянка запрещена, а водители маршруток любят в этом месте народ подбирать. Урожайное место для любого заинтересованного». Напротив площади сбоку от кинотеатра притулилась «Газель», из которой поглядывали улыбающиеся полицейские. Я тоже поглядел и перешел на всякий случай дорогу на зеленый свет. У кинотеатра, объявленного места сбора борцов с режимом, скучали 8 человек с розами и мобильными телефонами. А где ж спецназ? Прямиком на площади торчала полицейская «буханка» и неспешно похаживал гаишник. У подхода к мосту, от которого и начинается улица до администрации разместились два «ПАЗика». «Ага! Вот они, душители свободы! Наверняка с Кавказа!», - заговорила гражданская позиция. Зрение меня подводит, пришлось, прикидываясь валенком, подойти поближе. «Берегись! Сейчас тебя повяжут!», - не успокаивалась гражданская позиция. Повязать не повязали, а номера рассмотрел: наши, губернские. Ну и вдобавок дежурили по гаишнику еще на двух светофорах по краям площади, а немного погодя подтянулась конная полиция числом в два наездника. В совокупности было с позволения сказать «оцеплено» пространство, на котором поместится тысяч десять человек. А где ж танки, бронетранспортеры, машины с водометами, «космонавты» с щитами, снайперы на крышах? Где автозаки? Где трэш и хардкор? Где?
За двадцать минут до начала митинга я обнаружил первых забастовщика. Это было три деда с красным флагом и огнем большевистским во взгляде. Я еще чуточку побегал по округе и успокоился-таки на остановке, аккурат в сорока метрах от дедов, грозивших стать эпицентром схода. Нет, а где белые ленты? Где плакаты и все прочее? И пересчитальщики где?
К дедам подошли трое полицейских, о чем-то коротко подискутировали, и флаг деды свернули, а полицейские к коллеге-гаишнику ушли. Скучно. Хотя народ подтягивается. И даже кое-кто с белыми лентами. Я штук шесть насчитал. Я даже разглядел симпатичную девушку с белой гвоздикой.
В час «Ч» на площади собралось что-то около сотни людей. Как и ожидалось – молодежь. Школьники, студенты, кое-кто постарше и совсем немного тех, кому смело дашь за сорок. По толпе забегали огоньки. Это народ расчехлил фотоаппараты, видеокамеры, вытащил сотовые телефоны. Ну а как иначе: требований нет, так хоть память о борьбе с режимом останется. А требований, действительно, нет. Не знай я о митинге, решил бы, что в трех кварталах от площади пробка, и народ по домам разъехаться не может.
Постоял я еще минут двадцать. В толпе собралось человек 300. Появились аж два государственных флага, в центре завертелось какое-то движение. Полиция подходила то к одной, то к другой кучке протестующих, увещевала, фотографы плясали вокруг в надежде добыть пару кадров удушения свободы, а потом полицейские о чем-то болтали с людьми с камерами, весело улыбаясь. Хм, какое-то торжество маразма.
И действительно: полчаса, а ничего не происходит. От слова вообще. Может, я стою не там? Обошел площадь по касательной, стал с другой стороны? Ой, а кто это? Это ж председатель профкома из моего университета! А чего это он без блокнотика? Отчего это только я с записной книжкой и на меня отдельные окружающие недобро поглядывают? А это кто? Ух ты, так это ж профессор, который мне международное право читал. Либерал. Но тоже, как и я, в амфитеатре. Здороваться к ним я не полез, а разглядели ли они меня в темноте – не знаю. А минут через пятнадцать еще и с профессором моего уголовного права с женой-доцентом едва лоб в лоб столкнулся. Они площадь прошли резвым шагом, о чем-то поговорили с постовым на перекрестке и куда-то ушли. Нет, скучно. И ноги уже мерзнут. Где драйв?
А, вот он! «Мы за честные выборы! Мы за честные выборы!», - заскандировала толпа. И человек десять к администрации выдвинулось. Началось же! И шествие вконтакте обещали! И оцепление там самое масштабное! Но эти десять героев метров пятнадцать прошлись и вернулись. Облом.
А, вон два плаката появились. Правда, что там не понятно. Хорошо соседи по зрительному залу читали так, что и я услышал. «Выборы – фарс», «Нет ворам» и что-то еще. Толпа еще постояла и выдала: «Нет жуликам и ворам!». Два раза.
«Граждане, будьте осторожнее на проезжей части!». Это первое, что я услышал от полиции на митинге. Правда два «ПАЗика» к толпе все же подтянули.
- Граждане! Митинг несанкционирован, расходитесь по домам! – вернулся к уговорам кто-то из полиции.
- У-у-у-у-у-у!!!!! – ответили граждане.
- Граждене! Митинг несанкционирован, идите домой! – не угомонился полицейский с мегафоном.
- У-у-у-у-у-у-у!!!!!! – обрадовались граждане.
Потом в толпе кто вылез в центр и стал что-то говорить. Проезжающие автомобилисты флэшмобили сигналом клаксонов. Потом пару раз проорали «Путин вон». Потом полиция попросила удалиться с проезжей части, на которую вывалилось человек пятнадцать. Те послушались и перешли на тротуар.
А потом где-то через час после начала митинга несогласные небольшими группами стали расходиться. Потому что погода у нас сегодня с пронзительным ветром и нехорошим морозом. А потом уехали полицейские «ПАЗики» и границы оцепления вообще не поддавались определению. А потом меня окликнула какая-то женщина совершенно недоуменным:
- А что здесь?
- Толпа, - отвечаю.
- Это я вижу. А чего хотят-то?
Я было открыл рот, а моя внезапная собеседница развернулась и ушла. И я решил: а чем я лучше этой женщины? Развернулся и тоже ушел. А через час на одном их областных сайтов выложили информацию об «акции», из чего я понял, что не дождался окончания мероприятия всего ничего.
Теперь я дома. И еще до конца не согрелся. Но чувство, что жил не по лжи не покидает меня. А как же теперь распирает от гордости малолетних героев и бородатых интеллектуалов-пушкарей. Ну, система, берегись! Еще несколько таких цирковых представлений, и тебе не устоять.
P. S. А как же красивы скаковые лошади у полицейских.