Ну, подекаденствовали и – хватит!
Мне сегодня вообще не до размышлизмов было. Появились сиятельные владетели земли и бедный рыцарь почти двенадцать часов то работал пером, сочиняя pactus, которые sunt servandus (так кажется), то трепал языком, объясняя, суть emtio-venditio людям, которые только делают, что понимают это, словом усердно старался respondere, cavere и agere, как и подобает законнику. Ну вот про agere может и присочинил для соответствия, но вот уж все остальное – сущая правда. Словом, творил разные премудрости к вящей славе своей сеньоры. Как там у Бояна (или кого таки на самом деле): князю славы, себе чести. И все это под ехидные ухмылки соработников (мол, паши и вкалывай, да жди свои два солида). Хотя к ним уже научился относиться с известной долей иронии (да и они мало чем отличаются от меня).
Неприятнее другое. Неприятна заносчивость, назойливость и хамство, замешанное на непроходимой некомпетентности и помноженное на непомерные амбиции. Вот один из землевладельцев был прежде распорядителем полей при дворе сатрапа рутенийский марки лесов и болот. И сохранил вельможный гонор и спесь в общении. Но хоть и вежливость не растерял. Другой же – паж при сером герцоге, который словно паук правит в графстве, заменяя собой и графа, и суд, и закон. А паж этот греется у его очага, и словно муха на рогах у быка кичится своим дутым величием и мнит себя королем мира, безумно забывая, что в силе, пока угождает своему хозяину. А отверни тот от него свой взгляд, так поди найди этого бывшего пастуха. А впрочем подпаском был, подпаском и остался. Разве что стада другие. Хотя холуи куда безропотнее скотины.
Вот пишу это, вспоминая о сеньорах и вассалах дней минувших, и понимаю как неприменимы эти категории к сегодняшнему дню. Нет ни чести, ни достоинства. Нет аристократизма, нет благородства, нет уважения к человеку вне зависимости от положения его в социуме. Нет и гармонии, когда господа при слугах, а слуги при господах, а над ними – монарх, и каждый равен перед его престолом. А что есть? А есть корысть и тщеславие. Есть властолюбие и презрение к низшим, есть гордыня, заносчивость и трусость. И все это под девизом «я – дорвался, и вы сейчас попляшете». Есть хозяева и рабы, причем в самом худшем, если хотите древнеримском, понимании. А там раб не есть персона, а лишь говорящее орудие. Но и не это страшно. Страшно, когда раба освобождают и дают ему в подчинение других рабов. О, свирепее этого тирана не отыскать! Власть ему дали, да вот мировосприятие у него как было холуйским, так и осталось. И заботится он не о том, как сделать то или иное дело, но как угодить своему хозяину.
Обидно то, что почти все без исключения, кто держит в руках власть в стране таковы. И все их достоинства заключаются в том, что однажды они оказались в нужном месте, в нужное время, с нужными людьми. Прыгнули из грязи в князи, да вот только пока летели грязь так и не отряхнули, и теперь она стекает по княжеским тронам, марая вокруг себя все и все. А о стране им и подумать некогда…. И - не зачем. И так все потребности холуя удовлетворены.
Прочитали? Может когда и герои здесь описанного о себе прочитают!
Не боюсь ли что себя узнают? Полноте, я почти все чиновничество современное в этих трех типах собрал